Нажмите на меню справа
ДЕТСКИЙ САД
Детское дошкольное воспитание получило широкое распространение в советский период, это произошло в первую очередь благодаря контролю этого направления со стороны государства, действовавшего в интересах общества.
Первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию (1919 г.) выдвинул задачи социального воспитания в связи с новыми формами общественной жизни: учреждения дошкольного воспитания должны способствовать переустройству старой семьи, установлению единых задач семейного и общественного воспитания. Помимо всестороннего развития детей, дошкольные учреждения предполагали раскрепощение женщин, путем длительного пребывания ребенка в детском саду.
Нельзя сказать, что фабриканты Сапожниковы, державшие большой штат рабочих при своей фабрике не уделяли внимания их детям. Уделяли, но это, в основном, было опосредованно и ограничивалось подарками и рождественскими утренниками. Да и детей дошкольного возраста, надо сказать было не мало. По данным фабричной переписи 1916 года, детей в возрасте от 0-7 лет было 195 человек.
Здание первого д/сада 1980 год. / Дети в д/саду ф-ки "Передовая текстильщица" 1933 год.
Первый детский сад в Куракине появился только в 1918 году, благодаря национализации хозяйского имущества. Под него выделили бывший директорский дом находившийся на конном кругу (одноэтажное деревянное здание с тремя пристройками).
Воспитательная работа велась в несколько этапов. Все организационные вопросы решались на уровне фабкома Куракинской фабрики. Здесь же избирали заведующего детским садом и давали наставления. Писали письма в Здравотдел о прикреплении детского учреждения к этой организации, занимались распределением молока. Здесь же велась основная работа по распределению детей.
Интересной будет выдержка из документа от 18 сентября 1923 года о разгрузке детского сада в связи с его переполненностью:
«Рассмотрев список детей, нашли необходимым, временно, до приискания помещения под детские ясли выписать следующих детей назад в семьи.
1. Головкины – есть мать старушка, которая сможет присматривать за ребенком.
2. Козловы - ребенок один в семье. Оба родителя получают высокие ставки и могут нанять сиделку.
3. Курские – то же, что и у Козловых.
4. Голубевы – есть мать старушка…
5. Цыгановы – есть старший брат, который может ухаживать за ним.
6. Каптелины – не смотря на то, что гр. Каптелина является коечной больной ребенка оставлять на ночь в д/саду нет возможности, так как д/сад – дневной.
В конце того же 1923 года благодаря новым постройкам заработали детские ясли. Утвердился руководящий состав учреждений. Заведующей яслями была назначена гр-ка Василевская, д/садом Пирожкова О.С. К 1924 году общее количество детей в дошкольных учреждениях достигло 80 человек. Новые руководители как могли заботились о своих подопечных. Силами фабрики были сделаны несколько кроваток и скамеек для ребят. В яслях, для самых маленьких был изготовлен пеленальный стол.
Все 1920-е годы проходило соперничество, на уровне руководителей двух учреждений. Каждый пытался для своей вотчины добиться определенных благ. Заведующая Василевская нажимала на то, что работа с малышами требует особого подхода и влечет за собой большую нагрузку и нервное перенапряжение. Используя эти аргументы она требовала для своих сотрудниц дополнительные 2 недели к отпуску. Штат нянечек д/ясель в два раза превышал д/сад и достиг 10 человек.
Частыми становятся детские социальные инспекции из района, которые занимались проверкой дошкольных учреждений на предмет численности, посещаемости, условий содержания и пр. Основной задачей районных инспекторов был контроль беспризорности, которая в конце 1920-х годов была по-прежнему высока, а детские сады и ясли не могли вместить в себя всех детей.
Д/сад "Звездочка" ф-ки "Передовая текстильщица" 1930-е гг. (фото из архива В.А. Пикалёва)
По данным обследования детских дошкольных учреждений, находящихся при ф-ке «Передовая текстильщица» в августе 1928 года, установлено:
1. Снабжение продуктами удовлетворительное, но дорогое.
2. Жалование работникам выплачивается с небольшими задержками
3. Питание детей удовлетворительное
4. Белье чистое
5. Помещения чистые, но тесные
6. Вода пригодна для питья, снабжение хорошее.
7. Существуют мелкие конфликты среди работников, которые разрешаются, не отражаясь на детях.
В 1934 году выходит всесоюзная «Программа работы детских дошкольных учреждений». Программа ставила задачу всестороннего развития ребенка. В этой программе впервые определен объем работы с детьми в детском саду, сформулированы задачи воспитания для каждой возрастной группы, включавшие общественно-политическое и трудовое воспитание, эстетическое воспитание средствами музыки, изобразительной деятельности. Были определены также задачи обучения грамоте, ознакомления с природой. В дополнении к этому, библиотекой клуба при фабрике «Передовая текстильщица» были затребованы для д/сада книги для детей младшего, среднего и старшего возраста.
Одним из пунктов обсуждения программы на заседании фабкома, была профилактика заболеваний, гигиена и закаливание детей в детском саду. Было принято решение добиться обеспечения чистого воздуха в помещении и поддержания определенной температуры. Был составлен график проветривания помещений. Усложняло процедуру наличие печек, которыми в холодное время отапливали помещение. Закаливание проходило в спальных мешках во дворе д/сада, в прохладное время и на крытых террасах в зимнее время.
Не смотря на лечебно-профилактические меры по борьбе с вирусными и инфекционными заболеваниями, их избежать не удавалось. Основными из них и самыми тяжелыми были корь и дифтерия. Эпидемия разразилась зимой 1936 года, из-за увеличения количества детей в яслях и детском саду, в основном за счет приехавших на фабрику из деревень новых работников с семьями, чьи дети не прошли должного медицинского осмотра. В связи с этим в яслях возникла цепочка заболеваний корью с наличием нераспознанного и длительно действовавшего источника заражения. Произошел рост инфекционной заболеваемости среди детского населения, в том числе со смертельным исходом. За пять месяцев эпидемия унесла 35 жизней маленьких жителей поселка. Данные обстоятельства позволили обвинить заведующую детскими яслями во вредительстве.
Достоверных фактов тому нет, но обстоятельства и цепочка последующих событий заставляет думать, что после трагедии случившейся в старом детском саду и яслях, решением районной комиссии они были закрыты и выстроены на новом месте. В 1937 году открылось новое двухэтажное кирпичное здание детского сада рядом со школой. Это было просторное здание со всеми удобствами, вместимостью до 200 человек. Дети получили просторные игровые классы, столовую, чистые и светлые спальни…
Новое здание д/сада 1937 года постройки (фото из архива Е.Н.Каптелиной)
Под ясли было отдано деревянное одноэтажное здание, построенное в середине 1930-х гг., вдоль дороги, ведущей в Тарасовку, и получило название «Зеленые ясли».
21 июня 1941 года стал праздничным и торжественным для всех работников дошкольных учреждений Московской области. За всемерное усовершенствование и рост кадров дошкольных учреждений, высокое качество воспитательной работы в яслях и детских садах руководителям дошкольных учреждений было вручено переходящее Красное знамя. На торжественном вручении присутствовали и заведующие яслей и детского сада при фабрике «Передовая текстильщица» Серафима Владимировна Кривоногова и Мария Семеновна Прошкина. Принимая знамя они обещали крепко держать его в своих руках, и обеспечить высокое качество воспитания детей.
Начавшаяся в 22 июня 1941 года война, омрачила праздник и детям и взрослым.
В дни мобилизации в РККА дети прибывали в детский сад ежедневно небольшими группами и поодиночке. Матери, чьи мужья уходили на фронт провожали своих детей, и сразу возвращались за станки. Многие малыши оставались в детских садах по неделям. Учитывая это, многие воспитатели работали не по 6, а по 9 и 12 часов без оплаты дополнительного труда, оставаясь после работы с детьми.
Было решено объединить сад и ясли под одной крышей. Увеличившийся контингент детей требовал дополнительных материальных затрат. Не хватало стульев, столов, кроваток. Работники фабрики «Передовая текстильщицы» и сами родители помогали с этим. Фабком взял на себя обязанности обеспечивать детей свежими овощами. Увеличились посадки на фабричном огороде. Для этого на фабрику был приглашен агроном из соседнего совхоза «Лесные поляны». Организовывались походы нянечек и воспитателей за водой на колодцы пос. «Сосны», и молоком в совхоз «Лесные поляны». Организатором была завхоз Трусова Мария Степановна.
Не смотря на голодные военные годы, питание в детском саду было хорошим. На оставшиеся не съеденными порции воспитатели и нянечки приводили своих детей. Все относились к этому с пониманием.
В годы войны на плечи заведующих, помимо снабжения, ложились задачи безопасности своих маленьких подопечных. Светомаскировка, противопожарные мероприятия, на случай сброса зажигательных бомб и пр. меры выполнялись при поддержке штаба противовоздушной обороны.
Воспитатели, завхозы, сторожа, уборщицы, прачки, поварихи круглые сутки охраняли детский сад и ясли, проводя ночи без сна, а утром снова самоотверженно работали с детьми. В часы воздушной тревоги детей собирали группами, сажали рядом с собой, чтобы успокоить.
Еще одним этапом в налаживании быта детей во время их нахождения в саду было: поддержания комфортной температуры в помещениях, особенно в зимний период, а также подогрев воды для мытья. Для этого использовались печки. Истопниками были Борчев Василий Николаевич (вернувшийся в 1942 году с фронта после тяжелого ранения) и Умрихина Александра. В их обязанности так же входила заготовка дров.
На прогулке 1940-е гг. Воспитатель Л.И. Кривушина (фото из личного архива Кривушиных)
На территории детского сада держали поросят. Их откармливали, забивали, и на реализованное мясо покупали детям подарки, а также, покупали материл и шили карнавальные костюмы. Все считали, что не смотря на суровые военные годы у детей должен быть праздник.
С победой в ВОВ жизнь поселка постепенно стала возвращаться в мирное русло. Забота о детях по-прежнему занимала главенствующую позицию в обществе. В планирование развития фабрики и поселка в целом, дошкольные учреждения занимали одно из первых мест. Снова были открыты «Зеленые ясли», временно прекратившие свою работу в годы войны. На территории детского сада была установлена водяная вышка для подачи воды в душевые кабины, которые были установлены при реконструкции. На постоянной основе стал работать медицинский кабинет с детским врачом. Ей стала Кузьмина Анна Ивановна.
После войны возобновилась традиция взаимодействия детского сада со школой. Сотрудничество было как на уровне учитель-воспитатель, где происходило ознакомление со школьной программой и внедрение ее в подготовительные классы, так и на уровне старших групп детей и посещение ими открытых уроков и занятий. Целью сотрудничества являлось обеспечение взаимосвязи и преемственности влияния на детей. Основными задачами при этом являются: улучшение подготовки пяти-шестилетних детей к школе; обеспечение естественного перехода из детского сада в школу; углубление интереса ребят к работе в школе; обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи. За всем этим пристально следил фабричный комитет, так как большая часть воспитанников детского сада, будущих школьников были дети работников фабрики. Централизовано закупались портфели и торжественно вручались будущим первоклассникам.
В 1947 году заведующей д/садом становится Аврусина Мария Георгиевна. При ней в детский сад приходят молодые воспитатели с педагогическим образованием. Среди них Семина Галина Петровна, Борчева Тамара Михайловна, Прошкина Нина Александровна, Куликова Юлия Ивановна и др. Работали в детском саду и участники ВОВ, вышеупомянутый Борчев В.Н., Малкин Михаил Степанович и др.
Коллектив д/сада 1950-е гг.
Нижний ряд, слева направо: Борчева Т.М., Кривушина Л.И., Кладова З.Н., Сёмина Г.П., Масюкова А.К.
Средний ряд:, Антипова А.А., Куликова Ю.И., Осадник О.С., Кузьмина А.И., (...), (...).
Верхний ряд: Трусова М.С., Борисова А.П. Кашицина (Парфенова) Н.К., Короткова В.Ф., Малова Н.А., Пронина А.С. (фото из архива Г.П. Семиной)
В 1950-е гг. стало практиковаться вовлечение родителей в жизнь детсадовских воспитанников. В клубе организовывали конференции на которых родители могли подробно узнать о жизни своих детей в дошкольных учреждениях. Освещались вопросы материального обеспечения детского сада и яслей, показывались работы самих детей (рисунки, поделки и пр.). Воспитателями велись ежедневники, где каждый делал записи о проделанной работе и о том, что предстояло сделать. Со стороны руководства детского сада были призывы и требования к тем родителям, чьи дети были дурно воспитаны, чаще посещать дошкольные учреждения и со своей стороны принимать участие в воспитании ребенка и не проецировать семейные скандалы на ребенка. В качестве примеров приводились курьезные случаи:
Так, одна из воспитанниц принесла в детский сад пачку денег и стала раздавать среди детей. Когда это увидели воспитатели и спросили, откуда та взяла деньги, девочка ответила, что подобрала их, когда мама бросила их в папу во время ссоры со словами «Не нужны мне твои деньги!».
Группа Г.П. Сёминой 1958 год
Нижний ряд, слева направо: Ярославцева Надежда, Ефимов Сергей, Черникова Надежда, Коренкова Надежда, Тарасов Анатолий, Ергучева Ирина, Голик Андрей, Платонов Анатолий, Тельнова Лариса, (…)
Средний ряд, слева направо: Коренков Сергей, Сотникова Татьяна, Квартальнов Виктор, Крайнова Ирина, Сибелева Нина, Жирнов Евгений, Попов Леонид, Майоров Виктор, Кравцов Владимир.
Верхний ряд, слева направо: Царьков Владимир, Сдобнов Леонид, Тимофеева Наталья, Лисиенко Анатолий, Голубкова Наталья, Лавренюк Татьяна, Петреев Александр, Коптелина Евгения.
(фото из архива Г.П. Сёминой)
В 1955 году в пользование детского сада было отдано помещение под прачечную. Руководство фабрики откликнулось на неоднократные просьбы со стороны хозяйственной части детского сада и непосредственно Парфеновой(Кашициной) Нины Кузьминичны относительно устройства собственной прачечной, которая облегчила бы труд хозяйственных работников и повысило качество стирки белья. Для этих целей было передано одноэтажное каменное здание – бывшая конюшня.
С начала 1950-х гг. шла борьба за благополучное существование младших дошколят. Старые ясли были малопригодны, и заведующая яслями Чуфырина на каждом заседании фабричного партбюро напоминала о себе.
До 1953 года не существовало плана поселка, без которого нельзя было заниматься капитальным строительством. В 1954 году появляется план строительства и были отпущены средства. Спустя год новые детские ясли (кирпичное двухэтажное здание) открыли свои двери.
Новые детские ясли 1950-е гг. (фото из архива Н.В. Голубевой)
В 1957 году после постройки водонапорной башни с двумя насосными станциями в детские учреждения пошла вода по трубам. В 1959 году были закончены работы по расширению детского сада на 250 кв.м., т.е. на 50 человек. Для этого пришлось отказаться от летней остекленной террасы и заменить её двухэтажной пристройкой к основному корпусу.
Столь заметное увеличение численности детей в поселке требовало повышенного внимания со стороны руководства фабрики, поселкового совета и всех общественных организаций. Начиная с 1961 года, на партийно-комсомольском собрании фабрики разрабатывается программа воспитания детей в поселке. Среди участников были и воспитатели детского сада.
Подготовительная группа, выпуск 1963 года.
Нижний ряд, слева направо: Иванищев Сергей, Карпухин Андрей, Кудинова Лида, Зёров Геннадий, Лындина Нина, Захарко Александр, Рыбина Светлана, Маслова Татьяна, Черепова Елена.
Средний ряд, слева направо: Санников Николай, Дворянинов Александр. Сдобнов Юрий, Мурзина Елена, Гаринов Анатолий, Калинин Андрей, Коробова Ольга, Васин Василий, Кондрашова Наталья.
Верхний ряд, слева направо: Пешкова Валентина, Петров Александр, Дедокин Игорь, Бондаренко Антонина, Гусарова Галина, Мотова Наталья, Тимофеев Николай.
(фото из архива Г.П. Сёминой)
На обсуждение выносились вопросы по воспитанию детей. Вот некоторые из них:
1. Строительство детских площадок.
2. Приобретение для дошкольных учреждений музыкальных инструментов, а также кинопроекторов, для демонстрации детских кино и мультфильмов.
3. Повысить ответственность родителей за воспитание детей в семьях.
4. Строго следить за выполнением режима и не допускать нахождение детей дошкольного и младшего школьного возраста на улице после 21 часа. Организовать дежурства родителей по поселку.
5. Библиотеке фабрики приобрести литературу для родителей по воспитанию детей.
6. Выносить на обсуждение родителей, чье поведение дурно влияет на воспитание детей.
В 1962 году занявшей пост заведующей яслями Куликовой Юлии Ивановне было так же поручено разработать мероприятия по работе с детьми в своем учреждении.
В 1967 году в поселке стартовала программа по улучшению спортивно-массовой работы. В нее были вовлечены все учреждения, в том числе и дошкольные. Воспитанникам детского сада, также, как и остальным жителям были представлены услуги поселкового стадиона. Особое внимание уделялось обучению дошколят катанию на коньках. Для этого было поручено своевременно следить за очисткой и заливом катка.
В этом же году на фоне реконструкции поселка, в детских дошкольных учреждениях также прошли изменения. Детей с каждым годом становилось больше, группы были переполнены. Помещений не хватало. В 1967 году фабричной комиссией во главе с Кузнецовой Е.В., а также зав. д/садом Шевяковой А.И. и детским яслями Куликовой Ю.И., был проведен детальный осмотр помещений д/сади яслей на предмет дальнейшего решения вопросов и накопившихся проблем. Так, в детском саду беседки пришли в негодность, сантехника устарела, раздевалка находилась на лестничной клетке. По последнему эпизоду было решено убрать раздевалку во вновь построенную пристройку.
На протяжении последующих трех лет решался вопрос расширения детского сада. Было принято решение о составлении титульного списка, где прописывалось бы принадлежность ребенка к работникам фабрики. Детей, достигших трех лет и не связанных с фабрикой было решено не переводить в сад из-за его переполненности.
В 1968 году в детский сад и ясли, также, как и в большинство домов поселка пришло газовое отопление. Но путь к этому был долог и тернист. Самыми проблемными были работы по замене печей на новые газовые котлы. Некоторое время детский сад не отапливался. Также, проводилось повсеместное остекление помещений. Все работы по реконструкции в учреждениях были на контроле у директора фабрики П.В. Бабышкина.
Директор фабрики П.В. Бабышкин среди коллектива д/сада 1960-е гг.
Нижний ряд, слева направо: Гафиулина Г.Ф., Галушина Г.С., Грачев С., Шевякова А.И., Бабышкин П.В., (...)
Средний ряд: (...),(...), Васина М.Н., Терентьева И.Г., ...Прасковья Афанасьевна, Законова Н.А., Романцова В.Н.
Верхний ряд: Семина Г.П., Шепелева Т.М., (...), Умрихина А., Дудина Г.К., Чухнакова М.И., Рыбина А.И., (...)
Made on
Tilda