Нажмите на меню справа
КЛУБ

«Где находится ДК Текстильщик?» — спросите Вы у любого жителя микрорайона, и он сразу укажет Вам дорогу к нему. Но мало кто помнит историю клуба, как он возник и его прежний облик. Рассказать об этом мы попытались в нашей статье. Насколько это получилось, судить вам!

Современное здание клуба
К концу 19 века начинается активная застройка фабричной территории. Руководством фабрики в Московское Губернское Правление отсылаются чертежи на производственные, социально-бытовые и жилые помещения. Иногда проекты, представленные фабричными архитекторами отличались от реальных бытовых условий, в которых могли жить рабочие. Так в 1901 году на конном кругу, неподалеку от усадьбы Третьяковых было построено одноэтажное деревянное здание с двумя входами по торцам, и предназначалось под спальни для рабочих. По проекту здание получилось без внутренних перегородок, и в простонародье получило название "Манеж". Изначально там планировали селить холостых рабочих. Но в этом качестве здание прослужило недолго. Люди, находившиеся вместе в одном большом пространстве стали подвергаться болезням. С этим нужно было как-то бороться, потому что болезни рабочих сказывались на работе всей фабрики.
Сапожниковы решили этот вопрос радикально. Будучи страстными театралами, как и их родственники Алексеевы и Мамонтовы, они уже давно силами фабричных рабочих ставили спектакли. На представления собирались не только жители поселка, приходили крестьяне из соседних деревень: Максимкова, Тарасовки, Комаровки. Дело было поставлено на широкую ногу. На репетиции приезжал режиссер из Москвы. Костюмы брали только самые лучшие – в Москве, в частной опере С.И. Зимина, а декорации расписывал фабричный жестянщик и маляр – мастер на все руки Петр Николаевич Смирнов. Спектакли давались в рабочей столовой, что было неудобно. Требовалось отдельное помещение.
Было принято решение расселить «Манеж», а в освободившемся здании открыть Народный дом, новое по тем временам явление для России. Народные дома создавались с целью организации культурного досуга населения, развития внешкольного образования, борьбы с неграмотностью, отвлечения от пьянства и других пороков. Как утверждал отечественный ученый, педагог И.И. Янжул: «Народные дома открыли беднякам двери в земной рай знаний искусства и человеческого достоинства».
План-схема будущего клуба нач. 1900-х гг. и здание клуба 1950-х гг.
В короткие сроки был оборудован зрительный зал и сцена, появились помещения для хранения театральных костюмов, декораций, гримерные.
В августе 1912 года, в 100-летнюю годовщину Отечественной войны 1812 года, состоялась премьера спектакля, который был посвящен кавалерист-девице Надежде Дуровой, первой женщине-офицеру Российской армии.
В течение 1913 года вся Российская империя праздновала 300-летие царствования дома Романовых. Сапожниковы не остались в стороне. Среди различных праздничных мероприятий, посвященных юбилею, в масленичную неделю, 18 и 20 февраля 1913 года, на сцене Народного дома была представлена пьеса «Дедушка Сусанин», посвященная подвигу костромского крестьянина, отдавшего жизнь за царя. Правда, дочери В.Г. Сапожникова Наталье пьеса не понравилась, в письме своей подруге А.П. Боткиной она писала: «Во вторник я была на спектакле на фабрике, и в четверг тоже этот спектакль повторялся. Пьеса была глупа, и плохо составлена, … но очень подходила к случаю и имела успех. Лучше всех играла и наибольшим успехом пользовалась девица, изображавшая Ваню…»
Проходили здесь и лекции «с познавательным уклоном», и детские утренники, демонстрировались «туманные картины» (то, что мы сейчас называем слайдами).
Эта тенденция продолжилась и при советской власти.
Старые работники П.Н. Смирнов, И.М. Кривушин, А.И. Дорофеев, которые ещё при хозяине участвовали в фабричной самодеятельности и считали себя настоящими актерами, несмотря на тяжелые голодные годы пожелали возродить драматический кружок. Это нашло поддержку у директора фабрики А.Н. Некрасова. На радость всем в конце 1918 года в родные края вернулась сестра К.С. Станиславского актриса Зинаида Сергеевна Соколова. В Народном доме произошла ее встреча с работниками Куракинской фабрики, которым она в своей театральной манере рассказывала о гастролях Малого театра, проходивших недавно в соседних Мытищах.
На этой встрече также были намечены первые шаги по работе драматического кружка, которым согласилась руководить Зинаида Сергеевна. Участвовать в драмкружке выразили желание более 50 человек!
Восторгу куракинцев не было предела, когда на масленицу 1919 года на их родной сцене дважды был сыгран спектакль «Подснежник». На одной из репетиций присутствовал Константин Сергеевич Станиславский и актер Василий Иванович Качалов. Поселилась Зинаида Сергеевна неподалеку от Любимовки в доме садовника Ильи Федоровича Тростьянского, тоже заядлого театрала. В Народном доме Зинаида Сергеевна помимо репетиций занималась с фабричными пластикой, ритмикой, художественной декламацией. Занятия так же проходили на Белой даче Сапожниковых. В октябре 1918 года она была национализирована и передана куракинскому кружку любителей сценического искусства. Драматический кружок при фабрике получил название «Объединение». Он на самом деле сумел сплотить, объединить работников в трудные годы Гражданской войны.
Драмкружок ( пьеса "Без вины виноватые").

Актеры: верхний ряд, слева направо В.И. Тимофеев, А.И. Тимофеев, В.И. Васильев, С.М. Хромов, А.А. Цыганов. Нижний ряд: В.В. Павлов, Т.И. Осташевская, А.Н. Попова, А.А. Забалуева-Кормач. А.А. Агапкина, М.А. Забалуева.

В начале 1920 года Зинаида Сергеевна уехала, оставив после себя незабываемые впечатления. Продолжателем дела З.С. Соколовой стала А.А. Забалуева-Кормач, активно взяв в свои руки руководство драмкружком. В репертуар были включены известные классические произведения А.Н. Островского «Бесприданница», «Без вины виноватые», были привлечены новые рабочие-актёры, среди которых будущие мастера производства, такие как В.В.Павлов, А.М. Цыганов. Еще десятилетним мальчишкой Валя Павлов посещал все спектакли, ему нравилось, как актёры гримировались до неузнаваемости и, выходя на сцену, меняли голос.
Культурная жизнь фабрики и поселка всецело поддерживалось на уровне руководства. Так было при первом советском директоре А.Н. Некрасове, это продолжилось и при последователях Н.В. Аракчееве и А.Н. Колосове. Помимо драмкружка (45 человек) при клубе «Массовик», такое название получил Куракинский народный дом в 1923 году, содержался и духовой оркестр (39 человек), выделялись средства на покупку нот, грима, строительства декораций. Одна только оплата режиссёра за период с августа по октябрь 1923 года обошлась в 14760 рублей. В этом же году в клубе была организована библиотека. Ее бессменным библиотекарем становится Мария Александровна Забалуева. С ее подачи происходит пополнение библиотеки, через приобретение необходимой литературы. Составляется каталог книг, в том числе тех, которым требовался переплет. На это было выделено 100 рублей. На момент учреждения библиотеки в ней насчитывалось 1700 томов художественной и иной литературы, а так же периодические издания: "Известия", "Труд", "Правда", "Рабочая газета", "Крокодил", "Безбожник" .
Фабричные рабочие в образе драматических героев
В конце 1920-х гг. директором клуба становится Харитонов Иван Харитонович. С его появлением в должности директора в клуб приходит кино. Теперь, помимо показов самодеятельности у жителей поселка появилась возможность прикоснуться к новому искусству. Из отчетов директора клуба о деятельности заведения за 2-ое полугодие 1929 года видно, что кинофильмы демонстрируются 6 раз в месяц, а посещаемость киносеансов составила 300 человек. Помимо этого, в клубе имеется: радиокружок, тир (для которого приобретено 3 мелкокалиберных винтовки), шашки, столы и ракетки для пинг-понга. Ну и конечно клуб становится местом для лекций разного направления и содержания, в том числе и массовых агитационных митингов по политическим вопросам.
В 1930-е годы к вышеописанным мероприятиям в клуб приходит и производственно-техническая направленность. Создается производственный кружок для молодежи, где местные инженерно-технические работники делятся своими знаниями с начинающими по изучению процесса прядильного и шелкоткацкого производства. С целью наглядного изучения процессов производства в клубе организован технический уголок, где демонстрируются процессы прохождения шелка через машины. Здесь же организуется и техническая библиотека.
В 1941 году с уходом на фронт И.Х. Харитонова директором клуба становится Александра Александровна Забалуева-Кормач. Несмотря на тяжелые военные годы клуб продолжает работать. Продолжают показывать кинофильмы, и ставить спектакли. Только в репертуаре стала преобладать военная тематика. 18 февраля 1942 года рабочим «Передовой текстильщицы» был показан фильм «Разгром немецких войск под Москвой», его просмотр вселил надежду на скорый разгром врага. Местные художники декораторы рисовали плакаты и стенгазеты на военные темы. В соседнем поселке Лесные Поляны располагался большой военный госпиталь, там перед раненными солдатами выступали артисты фронтовых бригад И. Любезнов, А.П. Зуева, Е.Д. Турчанинова и др. По инициативе А.А. Забалуевой-Кормач многие артисты были приглашены и выступали в нашем поселковом клубе.
Духовой оркестр под руководством В. Быкова
В 1950 году директором клуба становится Владимир Иванович Васильев. С приходом молодого энергичного руководителя, работа в клубе оживилась. С целью привлечения детей в клуб, для киносеансов стали привозить детские картины. Была проведена нумерация мест в кинозале, а в билетах стали указывать часы сеансов, чего раньше не было.
В 1953 году происходит отделение технической библиотеки от общей, и перевод ее в здание фабкома, а общей библиотеки в малое фойе клуба. Это улучшило ее работу. Книжный фонд библиотеки достиг 11768 экземпляров. Общее количество читателей достигло 790 человек, из них 213 детей. Была проведена читательская конференция по книге В. Кетлинской "Мужество". Было проведено 28 публичных чтений художественной литературы в общежитии № 8, а так же в ряде цехов фабрики. Проведен библиографический обзор "Сибирь и дальний восток" в литературе, и пр.
Среди самодеятельности выделяются: хоровой кружок, насчитывающий 28 человек, танцевальный, художественного слова. Танцевальным кружком руководит Быстров, духовым оркестром В.П. Быков.
Из постановлений фабричного комитета за 1953-56 гг. мы видим план мероприятий клуба, реализуемых при непосредственном участии директора фабрики. Среди них: оборудование раздевалки, приобретение недостающего оборудования и настольных игр, пошив платьев для драмкружка, изготовление декораций, оформление фотовитрины «Лучшие люди фабрики» и др. Для обратной связи с посетителями клуба, был установлен ящик для пожеланий и понравившихся фильмов.
В 1955 году на сцене клуба с лекцией о революции 1905 года выступил старый большевик, житель нашего поселка с 1926 года Эразм Самуилович Кадомцев.
В 1958 году директором клуба становится Татьяна Ивановна Осташевская. При ней в работе клуба принимает участие комитет комсомола. Для контроля общественного порядка учреждена дружина. В план работы клуба включены вечера встреч с известными людьми страны и вечер вопросов-ответов.
Духовой оркестр под руководством А.И. Кормача
В 1960 году новым руководителем духового оркестра становится Александр Иванович Кормач. Его позиция по привлечению в музыкальный ансамбль новых людей, нашла отклик среди населения и в клуб потянулась молодежь. Каждый хотел попробовать свои силы. Среди них были: Владимир Семин, Сергей Хромов, Владимир Аношкин, Владимир Чекалин, Леонид Самсонов, Алексей Афонин, Герман Баканов и др. Лишь единицы были профессиональными музыкантами имевшими музыкальное образование. Среди них сам А.И. Кормач, прежний руководитель оркестра В.П. Быков и В.Ф. Терешкин. Инициативные группы искали и свое направление, благодаря чему в начале 60-х в клубе появился джазовый ансамбль. Продолжал свою деятельность хор, работал танцевальный коллектив. Появились профессиональные руководители, набиравшие группы для исполнения русских народных песен и танцев.
Хор русской песни и народный танец в исполнении В.И. Чекалина
Начиная с 1965 года, в клубе стали проводиться встречи ветеранов войны и труда. Главная сцена становится местом чествования победителей фашизма, передовиков производства и просто почетных и уважаемых жителей поселка. В таком ритме клуб продолжал работать все 1960-е гг., которые показали, что помещение уже изрядно обветшало и не вмещает всех желающих. Наступало время перемен. Близились важные даты: 50-летие Октября (1967 г.), 100-летие В.И. Ленина (1970 г.) и наконец 100-летие фабрики (1976 год). Среди мероприятий, приуроченных к этим датам был и капитальный ремонт клуба. В 1975 году началась его реконструкция, по итогам которой здание стало двухэтажным. В этом виде он сохранился до наших дней. Во время ремонта все массовые клубные мероприятия проходили в фойе первого этажа общежития №8.
Чествование ветеранов труда
В 1976 году состоялось торжественное открытие нового здания клуба и празднование 100-летия фабрики. Из года в год клуб продолжал жить жизнью, тон которой задавало общество, отвечая потребностям времени.
Чествование ветеранов войны
Верхний ряд слева направо: Талубьев Сергей Филиппович, Востров Владимир Михайлович, Колтеленков Михаил Федорович, Фомичев Валентин Васильевич, Рязанов Николай Алексеевич, (Галин Николай Николаевич 1936 г.р.), Шепелев Алексей Кириллович, Пискарев Василий Алексеевич, Егоров Василий Николаевич. Нижний ряд слева направо: Краснов Александр Иванович, Трофимов Алексей Николаевич, Ярославцев Сергей Николаевич, Корнеев Николай Михайлович, Волков Михаил Яковлевич, Свистков Валентин Родионович, Груздев Егор Никитович.
Материал подготовлен А.А. Панферовым и В.И. Щипиным на основе следующих источников:
  1. Маношкина, Г.И. Некрасов, М.А. "Фабрика Сапожниковых в Куракино" 2019. С. 37-38
  2. Маношкина, Г.И.. Некрасов, М.А. Сапожниковы. Московские фабриканты. М., 2018. С. 106-107.
  3. Ремез, О.Я. "Голоса любимовки" 1980.
  4. Газета "Пролетарий" № 64 за 1931 год.
  5. Документы архива: МОАЦ. Ф.144 Оп.1 Д.58
  6. Документы архива: МОАЦ. Ф.2135 Оп.1 Д.3
  7. Фотодокументы из архива фабрики и личных архивов Н.В. Голубевой, В.А. Щукиной, В.И. Чекалина
Made on
Tilda